Деятельность при нарушениях зрения 4 страница

Обучение незрячих детей ориентировке в пространстве и мобильности Актуальность проблемы обучения ориентировке в пространстве тотально слепых, слепых с предметным остаточным зрением обусловлена тем, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для лиц с глубоким нарушением зрения. Потеря независимости при передвижении — самая большая потеря из всех потерь инвалида по зрению. Именно через потерю самостоятельности при передвижении люди с глубокой патологией зрения начинают чувствовать свой дефект. Многочисленные работы ученых и методистов В. Они нуждаются в целенаправленном обучении, включающем создание психологической, познавательной и физической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Эта деятельность включает такие аспекты, как умение выделять и воспринимать различные свойства объектов окружающей среды в качестве ориентиров, воспринимаемых, как сохранными слух, осязание, обоняние , так и нарушенными остаточное зрение анализаторами. Объем памяти, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в процессе ориентировки в пространстве.

Развитие у слепых навыков ориентировки в пространстве

Для топографических представлений типа карта-путь характерны конкретность и постепенность прослеживания пространственных отношений. Именно с этим связана ограниченность автоматизма в ориентировке без участия зрения. Говоря об особенностях представлений слепых, А. Уже к 5—6 месяцам у слепых детей сформированы первые элементы ориентации в пространстве. Остаточное зрение в этот период играет менее значительную роль по сравнению с кинестетической, слуховой, вестибулярной чувствительностью.

Слепые растут, ходят в школу и живут всю дальнейшую жизнь среди зрячих людей. .. дает возможность свободно передвигаться в пространстве. и призвано в очередно внушить нам страх и жалость.

На способность незрячего человека к передвижению оказывает влияние все многообразие психологических и социальных факторов. Такие факторы при отсутствии или частичном повреждении зрительных функций могут оказывать как отрицательное, так и положительное воздействие. Влияние личностных качеств незрячего Способность незрячего к ориентировке в пространстве зависит и от условий, в которых он передвигается, и от личностных характеристик человека, таких как мотивация, уверенность в себе, а также от отношения общества, семейного окружения.

И это далеко не полный перечень. В современной психологической науке довольно мало исследований посвящено проблемам влияния личностных качеств на особенности обучения ориентировке и мобильности, однако те исследования, что были проведены, показали необходимость учета мнения хорошо ориентирующихся незрячих при создании пособий и методических указаний для обучения мобильности. При этом значительное внимание уделяется человеку, его характеру и мотивации.

Организация обучения слепых пространственной ориентировке Обучение незрячих пространственной ориентировке проходит в специально оборудованном кабинете, используются специализированные учебные пособия и необходимые тифлотехнические средства средства и приспособления для слабовидящих. Перед началом обучения проводится исследование контингента незрячих людей, нуждающихся в подобном обучении. Затем из общей выборки отбирают тотально слепых и людей с остаточным зрением.

По итогам индивидуальной беседы определяется степень владения навыками ориентирования. Помимо этого проводятся и психологические исследования характерологических, мотивационных, эмоциональных аспектов каждого реабилитанта. Затем комплектуются учебные группы, максимальная численность каждой не должна превышать шесть человек. До начала обучения у каждого ученика проверяют сохранность других органов чувств, а у людей с остаточным зрением обследуют и зрительные возможности.

Статья"Особенности пространственной ориентировки детей с нарушением зрения"

Если сопровождаемый человек держит руку сопровождающего чуть выше локтя, оставаясь при этом на полшага позади, то такая позиция дает возможность вовремя отреагировать на движения сопровождающего: Сопровождающим незрячего и слабовидящего может быть кто-либо из друзей или родственников, а может быть совершенно незнакомый человек, помогающий инвалиду по зрению перейти через дорогу или найти нужный отдел в магазине.

Например, в узком месте в дверях, на тропинке и т. Кроме того, педагогу надо научить ребенка самому объяснять сопровождающему, что от него требуется для этой роли. Третья система построена на передвижении с помощью трости.

Словно тростью слепого. Этот механизм дезориентирован, он делает нерешительные движения и отстраняется, боясь ступить дальше. Попытки сканирования пространства ни к чему не приводят, страх перед неизвестностью.

Особенности формирования представлений у детей с нарушениями зрения. Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих Представления — это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств. Будучи наглядным, чувственным образом, представление вместе с тем характеризуется высоким уровнем обобщенности.

Совмещая в себе наглядность и обобщенность, образы памяти являются высшим уровнем чувственного отражения и служат переходной ступенью к отражению понятийному мышлению. Нарушения функций зрения, затрудняя, ограничивая или полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются на представлениях, так как того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.

Первой характерной особенностью представлений слепых и слабовидящих является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения и редуцирования зрительных образов. Помимо сокращения количества, представления слепых и слабовидящих отличаются от чувственных образов памяти зрячих и качественно. Характерными особенностями их представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм. Эти особенности проявляются у лиц с дефектами зрения в различной степени в зависимости от состояния зрительного анализатора, главным образом, остроты зрения и поля зрения, а также ряда других факторов знаний, опыта, характера деятельности, условий обучения и воспитания и пр.

Фрагментарность зрительных представлений частичнозрячих и слабовидящих и осязательных у незрячих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту.

Реферат: Программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Свойства дистантности, избирательности и предметности слуховых ощущений, их роль в жизни слепых. Определение порога слуховой чувствительности. Необходимость специальной тренировки слуховых ощущений. Зависимость слуховых ощущений от атмосферных условий.

преодолению страха передвижения в пространстве;. • развитие светоощущения в пространственной ориентировке слепых, следует обратить особое.

Денисова, учитель-дефектолог Консультативно-практического центра по абилитации детей со зрительной патологией 1. Причина отставания физического развития взрослых заключается в том, что тяжелый зрительный дефект осложняет на ранних этапах развития ребенка процесс активного познания окружающего мира, который связан прежде всего с его двигательной активностью.

Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения. Ряд авторов, изучавших особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения, отмечают, что слепые и слабовидящие дошкольники характеризуются меньшей подвижностью, но сравнению со зрячими сверстниками, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности.

Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие.

Обучение незрячих ориентировке в пространстве

Ориентация тесно связана с мобильностью и движениями частей тела и решает задачу выбора направления, сохранения направления и обнаружения цели движения. Имея некоторые особенности, пространственные представления лиц с нарушением зрения в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаимоположение. Говоря об особенностях представлений слепых, А. Литвак отмечает, что их образы памяти менее точны, полны, обобщены по сравнению со зрячими.

Корреспондент Портала ru на время стал слепым и испытал на себе эмоции, которые Как можно так жить, передвигаться по городу, ориентироваться в пространстве . Страх улетучивается окончательно.

Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих Ориентация в пространстве есть процесс практического применения пространственных представлений, среди которых для ориентации в большом пространстве наиболее важную роль играют топографические представления. Топографические представления — это представления о местности, возникающие на основе восприятия и локализации объектов в пространстве. Топографические представления являются сложной совокупностью образов памяти, в которых отражаются форма, величина, удаленность объектов и направление, в котором они расположены по отношению к какой-либо точке отсчета.

Формирование топографических представлений, так же как и пространственных представлений вообще, происходит в результате отражательной, условно-рефлекторной деятельности мозга. В совокупной, интегративной деятельности многих анализаторных систем при восприятии пространства ведущая роль принадлежит двигательному анализатору.

Топографические представления выступают в двух видах, различающихся по уровню обобщенности: Для топографических представлений типа карта-путь характерны конкретность и постепенность прослеживания пространственных отношений.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Исследования, посвященные особенностям восприятия пространства незрячими, свидетельствуют и о том, что слепые дошкольники имеют возможность симультанно воспринимать объекты познания при системном использовании сохранных анализаторов. Восприятие окружающего мира происходит неразрывно с развитием речи и мышления, с помощью которых слепые дошкольники абстрагируют и обобщают признаки и свойства воспринимаемых предметов.

Позитивные изменения в восприятии окружающей среды наблюдаются у детей с появлением в их словарном запасе специальных слов, обозначающих форму, размеры, отношения, расположение, качество и т. Обогащение словарного запаса, овладение речью расширяет возможности слепых детей в восприятии окружающей действительности, в формировании психического образа. В прямой зависимости от восприятия объектов познания находятся представления, в которых отражаются ранее воспринятые свойства и признаки предметов.

Изучение представлений слепых отечественными исследователями М.

со слепыми детьми по обучению ориентировки в пространстве с помощью трости, и с использованием остаточного передвижении в пространстве, когда она идет испытывает страх упасть или столкнуться с кем- нибудь по.

Свойства слуховых ощущений и их роль в жизни слепых 2. От чего зависят слуховые ощущения 3. Специальная тренировка слуховых ощущений Заключение Введение Уже на заре возникновения науки о психике слепых было широко распространено мнение, согласно которому слуховой анализатор является ведущим во всех видах деятельности слепых. На этом основании слуху слепых приписывали особую изощренность, автоматически возникающую и компенсирующую утраченное зрение.

Несмотря на различные объяснения причин повышения слуховой чувствительности перераспределение энергетического фонда, упражнения, интенсивность внимании , большая часть исследователей делала вывод, что именно слуху принадлежит ведущая роль в процессах познания и ориентации в окружающем мире. Такой точки зрения придерживались А. Крогиус с явным одобрением цитировал Р.

Свойства слуховых ощущений и их роль в жизни слепых Слуховые ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия звуковой волны на слуховой рецептор. Слуховые ощущения человека дистантны, то есть принимают информацию на расстоянии. Возможность дистантного восприятия звуков имеет особую ценность, так как позволяет использовать звуки как сигналы взаимодействия объектов внешнего мира. По мере того как звуки приобретают значение сигнала и связываются в представлении слепого с предметами и их действиями, ориентировка в социальной жизни становится более точной и определенной.

При помощи слуха человек отражает такие качества звука, как громкость, высота, тембр, устанавливает длительность звучания, локализует источник звука в пространстве.

Особенности пространственной ориентировки лиц с нарушениями зрения

Коррекция и компенсация нарушений зрения. Компенсация слепоты по Л. Солнцевой - это целостно психическое образование система сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов , которое обеспечивает адекватное и активное отражение внешнего мира и создает возможность овладения различными видами деятельности на каждом возрастном этапе. Коррекционно-компенсирующая направленность специальное образования детей с нарушениями зрения способствует их по неценному развитию и социальной адаптации.

9. клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства. эйсоптрофобия – боязнь АМБУЛАфобия – боязнь движения тела. АМЕРИфобия – боязнь .

Большое внимание в пособии уделяется вопросам восприятия и представления слабовидящими и частичновидящими окружающего мира, использованию средств коррекции зрения, обучению специальным приемам пользования остаточным зрением при ориентировке на местности, а также психологическим аспектам проблемы, В пособии приводится примерная программа обучения слепых с остаточным зрением ориентировке в пространстве, даются рекомендация по ее практическому применению.

Приводятся приемы определения у реабилитантов уровня сохранных анализаторов, степени готовности к занятиям. Пособие предназначено для преподавателей и инструкторов по ориентировке и мобильности школ восстановления трудоспособности слепых, школ для слабовидящих детей, преподавателей кружков по ориентировке и мобильности на УПП и в ТПО, для реабилитологов и преподавателей ИПК ВОС, а также оно будет полезно для тех людей, которые потеряли зрение недавно, для их родственников, друзей и знакомых.

В таком обучении нуждаются не только абсолютно слепые, но и слабовидящие. Самостоятельная ориентировка слепых с остаточным зрением на рабочем месте, у себя в квартире, на улицах большого города, поселка, в сельской местности снимает чувство неуверенности, страха, помогает общению с окружающими их людьми и реализации своих потенциальных возможностей и интересов. Овладение способами ориентирования в пространстве — важнейшее условие восстановления самостоятельности поведения слепого с остаточным зрением, путь преодоления изолированности в смешанном трудовом коллективе, непременное условие формирования его активной социальной позиции.

Известно, что наибольшие трудности в ориентировке и передвижении в пространстве возникают у абсолютно слепых, поэтому исследования и научно-практические публикации по этим проблемам работы В. Причем в недавнем прошлом во Всероссийском обществе слепых абсолютно слепые составляли значительную часть.

Chris Downey: Design with the blind in mind